Что такое репетиры? Почему часы с репетиром дорогие? Часы с минутным репетиром

Сегодня, чтобы узнать, который час, даже необязательно иметь под рукой часы: достаточно взглянуть на экран мобильного телефона, что легко сделать даже ночью. Однако вплоть до начала XX века эта простая, на первый взгляд, процедура сопровождалась определенными сложностями. До повсеместного распространения электричества с наступлением темноты время на часах узнавали разными способами. Одни ориентировались по часам с боем, которые отбивали время строго каждый час, не спрашивая у хозяина, хочет ли тот нарушать свой покой, скажем, во время ночного сна. (Кстати, стоило забыть завести такие часы, как в механизме тут же наступал разлад, и нужно было обращаться к часовому мастеру для его настройки). Те, у кого не было часов с боем, зажигали свечи, что было крайне хлопотно особенно в ту пору, когда еще не существовало спичек. Еще одним способом определения времени был тактильный способ. До конца XVI века в ходу были часы с рельефными метками на циферблате. В то время стрелка у часов была только одна – часовая, и пока на циферблатах не появились стекла, время вполне можно было узнавать на ощупь.

Настоящим спасением для человека эпохи Средневековья стало изобретение часов, которые отбивали время звуками разной тональности, говоря современным языком – репетиров. В отличие от часов с боем репетиры озвучивали время по желанию хозяина и не сбивались в случае остановки часов. В настоящее время различают минутные, четвертные и пятиминутные репетиры, которые помимо истекших часов озвучивают также минутные интервалы, четверти часа, пятиминутные временные отрезки. Несколько менее распространенными являются получетвертные (с индикацией временных интервалов продолжительностью 7,5 минут), децимальные (с индикацией 10-минутных промежутков) и получасовые репетиры. Независимо от вида репетира, принцип работы часового механизма с акустической индикацией, как правило, базируется на сочетании звуков низкого и высокого тона, которые производят специальные молоточки, бьющие по гибким, чаще всего стальным гонгам, расположенным на периферии механизма.

В четвертных репетирах звуками низкого тона отмечается количество часов, высокими звуками – истекшие четверти часа. Так, если владелец часов нажмет на кнопку в 22:37, то услышит сначала 10 ударов в низком регистре, а затем еще 2 в высоком.

Пятиминутный репетир высокими звуками отзванивает временные отрезки продолжительностью 5 минут, а 15-минутные интервалы озвучиваются сочетанием нот высокого и низкого тона. Вышеупомянутые 22:37 пятиминутный репетир озвучит следующим образом: сначала 10 низких звуков, затем 2 сдвоенных удара и, наконец, 1 удар высокого тона.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за озвучивание минут. Те же 22:37 в случае с минутным репетиром превратятся в комбинацию из 10-ти ударов низкого тона, 2-х сдвоенных уларов и 7-ми ударов высокого тона. Самые сложные минутные репетиры в качестве дополнительной опции используют механизм автоматического боя, который бывает двух видов – Grande и Petite Sonnerie (большой и малый бой). Принципиальное отличие между этими механизмами состоит в том, что в случае с Grande Sonnerie перед озвучиванием каждой четверти часа, механизм повторяет количество часовых ударов. В случае с Petite Sonnerie такого повтора не происходит.

Даже по описанию разновидностей репетиров, видно, что перед нами довольно сложный механизм. Давайте рассмотрим, как работают ключевые элементы системы, превращающей время в музыку.

Основа механизма располагается непосредственно под циферблатом. Чуть ниже свое место занимают гонги. Расположены они таким образом, чтобы вокруг них всегда оставалось свободное место, необходимое для чистоты звука. У репетира имеется отдельная заводная пружина, которая взводится каждый раз, когда владелец часов нажимает на соответствующую кнопку или ползунок (гашетку). Во взведенном состоянии пружина приводит в движение гребенку, контролирующую бой, после чего через систему паллет зубцы гребенки передают импульс молоточкам, которые, ударяя по гонгам, производят звук. За тем, чтобы гребенка поворачивалась на строго определенный угол (от этого зависит количество ударов, которые будут отбивать молоточки), следит так называемая улитка, ограничивающая движение гребенки и напрямую связанная со стрелочным механизмом. Каждому виду боя соответствует своя в плане формы пара «гребенка-улитка».

Из истории репетира

Создание первого механизма, отбивающего часы и четверти часа, приписывают священнику времен английского короля Якова II, Эдварду Барлоу (урожденный Эдвард Бут), который снабдил часы звуковой индикацией еще в 1676 году.

Изобретение Барлоу наделало много шума в кругах лондонских часовщиков и применялось поначалу в интерьерных, а позже и в переносных часах. Правда, здесь возникает вопрос по поводу авторства. В 1686 году патент на переносные часы с четвертным репетиром получил другой часовщик Якова II Дэниэл Куэйр. Как такое могло получиться?

Очень просто. Свои изобретения королю представили оба мастера, но Яков II отдал предпочтение Куэйру, возможно потому, что его конструкция была немного удобнее. В часах Барлоу элементы управления репетирным механизмом располагались по обе стороны корпуса, одна отвечала за индикацию часов, другая – четвертей часа. В варианте Куэйра у основания корпуса располагался один штырек, который управлял и индикацией часов, и озвучиванием четвертьчасовых интервалов.

Первые серьезные модификации четвертные репетиры претерпели уже в следующем веке. В 1710 году Сэмюэль Уотсон изобрел пятиминутный репетир, а уже в 1750 году (по другим данным в 1715-м) на свет появился минутный репетир, изобретенный Томасом Мьюджем.

В первых часах с репетиром в качестве механизма звуковой индикации использовалась система «молоточек-колокольчик». При этом колокольчики, которые крепились в углублении задней крышки, были довольно большими и делали корпус часов достаточно массивным, проще говоря, толстым. В 1740 году часовщик Юлиан Леруа (Julian Le Roy) представил репетир, в котором альтернативой колокольчику выступал металлический брусок. Корпус часов стал чуть тоньше, а звук репетира более приглушенным, что позволяло не мешать окружающим.

Не обошлось в деле совершенствования репетиров и без великого Авраама-Луи Бреге. В 1783 году будущий изобретатель турбийона создал часы с репетиром, в которых вместо традиционных колокольчиков использовал гибкие стержни виде пружин. Поначалу пружины располагались крест-накрест на платине, однако позже их стали закручивать вокруг механизма, что позволяло не только экономить место, но и добиваться более гармоничного звука.

Репетиры стали отдельным культурным явлением и снискали большую популярность в высших кругах Европы. Но популярность эта продлилась недолго. В 30-е гг ХIХ века были изобретены относительно безопасные фосфорные спички, с помощью которых стало удобно зажигать свечи, а когда появились газовые и керосиновые лампы интерес к репетирам стал слабеть. Более того, изобретение англичан чуть было не отправилось на свалку истории, после того, как в начале прошлого века появились первые электрические лампочки. Смотреть на часы теперь было удобно в любое время суток, а дорогостоящие модели со звуковыми механизмами стали преимущественно уделом коллекционеров. Тем не менее, для признанных мэтров часовой индустрии сложность конструкции репетира всегда была сродни вызову, поэтому крупнейшие часовые компании продолжали выпускать «музыкальные» часы небольшими сериями, тем самым демонстрируя свои технические возможности. Чаще всего такие модели были карманными.

Раньше других сделать репетир компактным и представить его в форме наручных часов удалось компании Audemars Piguet и случилось это в далеком 1892 году.

Далее вплоть до конца ХХ века репетиры выпускаются не столько в коммерческих целях, сколько для поддержания престижа. Ведь такие часы мало просто создать – чтобы добиться идеально согласованной работы всех деталей звукового механизма (а их немало), нужно потратить не меньше 100 часов. Кроме того, непременным условием успешной настройки репетира становится наличие у мастера абсолютного слуха. Отсюда вытекает стабильно высокая стоимость моделей с репетиром и тот факт, что делают такие часы, чаще всего, на заказ.

Репетиры ХХI века: точность, громкость, чистота

То, насколько четким и громким будет звук репетира зависит от ряда параметров, одним из которых является материал корпуса. Если в обычных часах главная задача корпуса – защита механизма, то в часах с репетиром корпус выполняет еще и функцию резонатора, т. е. передает и усиливает звук. Лучше всего это делают прочные, но легкие материалы с не очень высокой плотностью, так как высокая плотность гасит звук. Из драгоценных металлов предпочтение чаще всего отдается розовому золоту, (считается, что оно делает звук более теплым). Из недрагоценных материалов в фаворе – титан. В частности именно из титана изготовлен корпус новинки салона Baselworld 2016 – Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater.

Часы позиционируются, как самый тонкий в мире репетир. При толщине корпуса 6,85 мм, толщина механизма составляет 3,12 мм. Такие показатели противоречат самой концепции часов с репетиром, требующей оставлять достаточно пространства, чтобы корпус мог служить резонатором. Чтобы сохранить нужную чистоту и громкость звука, в титановом корпусе часов проделали прорези, которые попутно выполняют функцию часовых меток. Еще одним решением, работающим на качество звука, стало крепление гонгов непосредственно на корпусе.

Раз уж мы заговорили о гонгах, то нужно отметить, что не только материал, но даже размер и сама форма гонгов диктуют то, каким на выходе будет звук.

Так как размер гонгов ограничен компактным пространством корпуса, производители, работающие над оптимизацией репетирных механизмов, делают это в направлении формы и материала гонгов. Чаще всего гонги изготавливаются из стали, реже – из золота. В случае с золотом в расчет берется скорее престижность материала, чем его физические свойства. К тому же, делать гонги из золота не очень удобно по той простой причине, что любое золото представляет собой сплав с разным процентным содержание целой группы металлов. Даже если производителям удастся найти идеальную формулу сплава, малейшее изменение состава неминуемо отразится на качестве звука.

Что касается формы, в последнее время производители вместо традиционных гонгов с круглым сечением все чаще предлагают квадратные гонги. Существует мнение, что квадратное сечение увеличивает площадь контакта молоточка с гонгом. Впервые подобное решение предложила компания JaegerLeCoultre. В 2005 году марка представила часы Master Minute Repeater, время в которых отзванивали квадратные гонги, изготовленные из сапфира. Ставка здесь была сделана на то, что в сапфире и металле, из которого изготовлены гонги, звук распространяется с разной скоростью, что и позволило добиться особенно чистого звучания часов.

Та же Jaeger LeCoultre первой изменила саму конструкцию деталей, снабдив свои часы молоточками-требюше. Если обычный молоточек представляет собой монолитную конструкцию, то молоточек-требюше состоит из двух частей – фиксированной ручки и головки, соединенных подвижным шарнирным сочленением и работающих по принципу катапульты. За счет подвижного соединения головка молоточка сильнее ударяет по гонгам, извлекая более мощный звук, и быстрее от них отскакивает, не гася извлеченные ноты.

Jaeger LeCoultre Hybris Mechanica 11 Minute Repeater Flying Tourbillon c молоточками-требюше

Оригинальную конструкцию гонгов предложила компания Chopard. В первом минутном репетире марки, получившем название L.U.C Full Strike, гонги образуют единое целое со стеклом циферблата (стекло и гонги изготовлены из единого сапфирового блока). Ударяя по гонгу, молоточек создает вибрацию, которая передается стеклу циферблата, а стекло в свою очередь выполняет функцию резонирующей мембраны, наподобие той, которая используется в динамиках звуковых колонок.

Помимо гонгов в часах с репетиром есть и другие детали, способные издавать звук. Речь идет о спуске репетира, задача которого контролировать скорость боя и обеспечивать оптимальные паузы между звуками в процессе звучания мелодии. Деталь, безусловно, важная, но очень шумная. В процессе работы репетира именно спуск создает характерное жужжание, которое может практически заглушить саму мелодию, лишив хозяина часов удовольствия от прослушивания музыки времени.

Для устранения этой проблемы в репетирах последних лет (Chopard L.U.C Full Strike Minute Repeater, Cartier Rotonde De Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon, Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater, Panerai Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon GMT) многие производители используют бесшумный регулятор-гувернер, а вот компания Breguet для своих часов Tradition 7087 Minute Repeater предложила совершенно неожиданное решение, заменив обычный спуск магнитным регулятором.

В случае с традиционной механикой, вся начинка которой выполнена из металла, такой подход был бы попросту невозможен. Однако, учитывая тот факт, что важнейшие функциональные детали механизма (колесо и пружина баланса) в модели Breguet Tradition 7087 Minute Repeater выполнены из кремния, проблема отпадает сама собой.

Для усиления звука Breguet также изменила способ крепления гонгов. В этой модели они закреплены не на платине, стекле циферблата или корпусе, а на внутреннем безеле (ранте). В свою очередь рант закреплен на корпусе при помощи 3 подвижных опор, за счет чего и внутренний безель, и стекло циферблата вибрируют вместе с гонгами. При этом корпус вибрирует на частоте минутного гонга, а стекло и внутренний безель на частоте часового гонга.

Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie. Конструкция корпуса

Механизм репетира, как правило, потребляет очень много энергии. Другими словами, если хозяин часов увлекся прослушиванием мелодии, а запаса хода в часах осталось мало, то они могут попросту остановиться. Для модели Zeitwerk Minute Repeater компания A. Lange & Sohne разработала специальное устройство, которое блокирует работу звукового модуля, если запас хода снижается до 12 часов. Критичные для работы репетира 12 часов на индикаторе запаса хода отмечены красной точкой.

Другим защитным механизмом в часах со звуковой индикацией является функция «все или ничего». Часы не издадут ни звука, если кнопка или ползунок репетира нажаты не до конца.

Со времен создания первого репетира прошло уже более трех столетий. И хотя все те проблемы, которые привели к появлению часов со звуковой индикацией, давно устранены, а время можно посмотреть и на обычных часах, и на любом из современных гаджетов, вместо того, чтобы кануть в лету часы с репетиром только набирают популярность. Звучащие модели овеяны заслуженным ореолом престижа, поскольку созданием репетиров на сегодняшний день занимаются считанные часовые мануфактуры. И если в активе той или иной марки имеются часы с подобным усложнением, один этот факт служит подтверждением того, что перед вами – настоящий виртуоз часового дела.

Минутный репетир – это механизм, указывающий на время звуком. Первый минутный репетир был создан в 18-м веке для того, чтобы узнавать время с помощью звука в темноте, ведь в ту эпоху еще не было электрического освещения. Подобное усложнение больше не является насущной необходимостью, но по-прежнему символизирует апофеоз часового мастерства, поскольку каждая модель часов с минутным репетиром уникальна и хранит в веках неповторимый стиль мастера, который ее создал. Эти часы живут собственной жизнью, играют свою мелодию, затихая лишь на неповторимые мгновения, когда раздается бой курантов. По желанию заказчика мминутный репетир может отбивать часы, четверти часов и минуты. Единственный элемент основного усложнения, видимый со стороны циферблата, - это ползунок репетира. После его активации молоточек ударяет по гонгу низкого тона, отбивая часы, четверть часа отзванивают два молоточка на двух гонгах низкого и высокого тона, а минуты озвучивает гонг высокого тона.

Из трех “Grandes complication”, минутный репетир является наиболее сложным механизмом для конструирования. Каждый минутный репетир уникален, т.к. не возможно создать два одинаковых звука.

Вконтакте

Related Staff

Что такое вечный календарь в часах? Вечный календарь (Perpetual Calendar) представляет собой механизм, который автоматически учитывает различное количество дней в…

Обычный день где-то в конце 1600-х. Вы один из приближенных короля, поэтому для вас постоянные встречи с ним – обычное дело. Бесконечные разговоры правителя о его новой короне, которую он заказал у заморского ювелира, об экспорте хлопка, чая и других яств уже стали частью вашей рутины и даже стали немного утомлять. Но, памятуя о раздражительной натуре монарха, вы не можете просто посмотреть на свои карманные часы, чтобы убедиться, что вы еще успеваете повидаться с барышнями, – это оскорбит его величество. И тогда не сносить вам головы. Поэтому ради своей безопасности вы нажимаете на ползунок на боковой стороне часов. Спустя какое-то время часы начинают легонько гудеть – это своего рода сигнал, который дает вам понять, сколько приблизительно осталось времени. В этот самый момент вы использовали прототип минутного репетира, о котором вспомнят только спустя столетие.

Как рассказывают представители бренда Patek Philippe, самые ранние временные ретрансляторы (они же минутные репетиры) использовались для «осторожной проверки времени на утомительных королевских сборах, дабы не оскорбить монарха». Но минутный репетир помогал не только придворным интриганам. До изобретения искусственного освещения и появления ярких экранов iPhone в темное время суток только с помощью минутного репетира люди могли узнать который час. Кроме того, этот механизм стал спасением для слабовидящих людей, которые ориентировались на вибрации и звук часов. Самые ранние версии репетира были несовершенны: его хватало максимум на час работы. За это время часы вибрировали девять раз, но с разными промежутками: будь то 9:01 или 9:59 – разница могла быть и в одну минуту, и в четверть часа.

Абрахам-Луи Бреге, один из главных мастеров часового дела, к концу 18 века создал усовершенствованный минутный репетир со звуковым сигналом. Этот ретранслятор стал самой продвинутой формой усложненного механизма часов. Действие его репетира сопровождалось серией звонков, которые обозначали час, четверть часа и, наконец, минуты. Бреге даже сменил в механизме устаревшие колокольчики на тонкий металлический ободок вокруг стенок часов: по форме и звучанию получившаяся конструкция напоминала гонг.

Так звучит репетир часов Bvlgari Daniel Roth Carillon Tourbillon Minute-Repeater

Спустя столетия минутный репетир все так же считается вершиной часового искусства. Жан-Клод Бивер, возглавляющий Tag Heuer, сравнил в интервью Financial Times изобретение ретранслятора с восхождением на Эверест. Patek Philippe пишут на своем официальном сайте, что часовщик в среднем тратит от 200 до 300 часов на сборку репетира. Этот механизм не похож на настенные часы, которые отмеряют равные промежутки времени. Владелец репетира руководит им сам: он отодвигает слайдер, который натягивает пружинный механизм внутри часов. Это приводит в действие два молоточка, которые ударяются о гонг. Исходный звук зависит от толщины и формы металла. Час, четверть часа и минуты различаются по звучанию: большие временные промежутки звучат низко, как куранты, а короткие – высоко, как ваш утренний будильник.

Минутный репетир служит напоминанием о том, что даже если ваши часы куплены у крупного бренда, то это результат работы настоящего мастера часового дела, а не просто целой компании. Так, в Patek Philippe единственный, кто отвечает за окончательное звучание каждого ретранслятора, – это Тьерри Стерн, глава совета директоров компании.

По всей вероятности, минутный репетир утратил свою популярность в 20 веке из-за сложного производства и кропотливого ухода, в котором нуждается механизм. Ретрансляторы оставались неизменными практически до конца прошлого столетия, пока Patek Philippe не возродили эту технологию в 1989 году в честь 150-летия компании. В 1992 году Vacheron Constantin выпустили собственную модель часов с минутным репетиром. А после к ним присоединились такие бренды, как Breguet, Hublot, Jaeger-LeCoultre и Audemars Piguet.

Репетир является одной из самых сложных функций часов. Такие часы способны звучать через определенные промежутки времени. Это фактически уже не часы, а музыкальная шкатулка. Мы отобрали 10 наиболее интересных часов — репетиров. Некоторые из них являются еще и будильниками.

A. Lange & Sohne Zeitwerk Striking Time

У этих часов функция репетира, в отличие от многих других, интегрирована прямо в циферблат, где видны полированные стальные молоточки. Они отбивают четверть часа и полный час — бьют в гонг.

Audemars Piguet Tradition Tourbillon Minute Repeater Chronograph

Такие часы были произведены всего в количестве 10 штук каждой из 2-х версий (розовое золото и титан). Компания уверяет, что титановый корпус идеально подходит для репетира (ведь звучание во многом и определяется качеством самого корпуса часов и его размерами).


Breguet Ref. 7800 Classique “La Musicale”

По нажатию кнопки, расположенной у отметки «10 часов», либо по достижению заданного времени, часы играют мелодию Баха «Badinerie». Это уже настоящая музыкальная шкатулка.

Bulgari Commedia del’Arte Brighella

Данные часы имеют на борту репетир с кафедральным гонгом с 2 молоточками. Когда часы звучат, фигурки на циферблате начинают двигаться.

Jaeger-LeCoultre Master Ultra Thin Minute Repeater Flying Tourbillon

Эти очень тонкие для минутного репетира часы (7,9 мм), тем не менее, обладают двумя молоточками и 2 гонгами, которые прикреплены с сапфировому стеклу.


Jaquet Droz Bird Repeater

Репетир здесь отбивает часы, четверти и минуты, а птички на циферблате начинают оживать.


Piaget Emperador Coussin Automatic Minute Repeater

Калибр часов оснащен специальной системой, которая позволяет регулировать начало и конец звучания.

Tutima Hommage Minute Repeater

Немецкий производитель потратил 3 года на разработку механизма для часов. Через прозрачную заднюю крышку виден механизм репетира.



Ulysse Nardin Stranger

Эти часы отбивают мелодию знаменитой песни Фрэнка Синатры «Strangers in the Night» каждый час или по желанию владельца.



Vacheron Constantin Patrimony Contemporaine Ultra-Thin Calibre 1731

Калибр толщиной всего 3,9 мм предлагает не только запас хода в 65 часов, но и репетир.

Eco-drive Minute Repeater Perpetual . Новинка 2006. Первый в мире минутный репетир

Репетир

(от фр. Repeter – повторять) – сложное устройство дорогих механических часов, предназначенное для индикации времени с помощью мелодичного боя разной тональности. При нажатии на специальную кнопку (в некоторых моделях – автоматически) раздаются звуки, позволяющие определять время с точностью до минуты, даже не глядя на циферблат. Первые репетиры были созданы задолго до изобретения электричества для определения времени в темноте. Сегодня часы с репетиром говорят о виртуозном мастерстве часовой компании и высоком статусе их владельца.

с функцией вечного календаря с технологией Eco-Drive. Часы оповещают вас о времени в настоящий момент при помощи электронного сигнала при нажатии кнопки. Ежедневный будильник, будильник по местному времени, двойное время.

Характеристики

Артикул/модель Citizen BL9009-54M
Тип механизма кварцевый

Кварцевые часы

Часы, которые работают от источника электрической энергии (батарейка, аккумулятор), а в качестве колебательной системы применяется кристалл кварца (этот материал способен сжиматься под действием напряжения и порождать электрические импульсы). Погрешность хода – от +15 до –15 секунд в месяц. Не требуют постоянного завода, но кристалл кварца подвержен старению, и со временем часы начинают, как правило, спешить.

Калибр Citizen G900
Корпус сталь
Циферблат синий
Браслет стальной, скрытая застежка
Водозащита 30WR

Могут выдержать дождь и брызги. В них не следует плавать.

Подсветка люминесцентные

Люминесцентные покрытия

(от лат. Lumos – свет) – стрелки часов, покрытые специальным веществом, которое обладает свойствами люминесценции, т.е. способностью излучать видимый свет. Это удобно для определения времени в темноте. Люминесцентные покрытия любого рода являются абсолютно безопасными для здоровья.

стрелки и метки
Звуковой сигнал будильник, сигналы: час, четверть часа, минута
Стекло сапфировое

Сапфировое стекло

Искусственно выращенный корунд на основе оксида алюминия, обладающий твёрдостью и прозрачность драгоценного камня и устойчивый к механическим повреждениям (не царапается).

Календарь вечный календарь:

Вечный календарь

(perpetual Calendar) – календарь, не требующий корректировки даты и месяца, в том числе в високосные годы.

число, месяц, день/ночь
Страна Япония

Гарантия

1 год + 1 дополнительный год от Олтайм

1 дополнительный год от Олтайм

Мы предоставляем дополнительную годовую гарантию на часы в случае дефекта или поломки механизма.


Гарантийный и послегарантийный ремонт часов Citizen осуществляется в сервисных центрах>>

Доставка

Стандартная доставка в город Москва в среднем занимает от 1 до 3 дней. Оформить ее вы можете домой или в офис. Кроме того, ваш заказ может быть доставлен в любой из пунктов ПВЗ рядом с вами, где вы сможете забрать заказ в удобное время.

Стоимость доставки.

В наш магазин по адресу Москва, ул. Сретенка, д. 9, м. "Сретенский бульвар" - бесплатно

Курьерская из рук в руки - бесплатно

Срочная курьером - 500р.

Пункт ПВЗ (забрать самостоятельно) - бесплатно

Подробнее

Заказ и оплата

Оплата при получении курьеру, наличными или кредитной картой, после осмотра и проверки комплектности*. Также возможна оплата картой на сайте, электронные деньги, безналичный перевод, QIWI.

Вы можете отказаться от заказа в момент его получения без объяснения причин!

*- кроме постаматов PickPoint.

Подробнее



error: Контент защищен !!