Кейс стади как метод обучения примеры. Кейс – метод как педагогическая технология. Преимущества кейс-стади обучения

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Метод кейс-стади, как активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении, путем решения конкретных задач – решений кейсов. Кейс-метод связан с решением проблемных ситуаций, где используются творческие идеи учащихся. Кейс характеризует наличие реальной проблемы, потребность выбора.

Ключевые слова: кейс-стади, технология обучения, метод, презентация

Метод кейс-стади-активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода кейс-стади – возможность совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Конечным результатом является оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Сегодня метод кейс-стади завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес–образования и считается одним из самых эффективных способов обучения обучающихся навыкам решения типичных проблем.

Внедрение метода кейс-стади в практику сопровождается проблемами, которые обусловлены двумя тенденциями:

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности;

Вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса .

Несмотря на это, метод кейс-стади используется довольно часто в последнее время. Данный метод позволяет, в ходе разбора ситуаций, обучающимся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

Идеи метода кейс-стади достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.

4. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции .

Метод кейс-стади является инструментом, позволяющим применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, предоставляющий обучающимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает обучающимся приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» обучающегося проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Существует множество различных кейсов, классификация кейсов может производиться по различным признакам:

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

Учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

Учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

Обучающие анализу и оценке;

Обучающие решению проблем и принятию решений;

Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Что касается формы, в которой могут быть представлены кейсы, нужно отметить, что они могут быть от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

Но это не означает, что нет определенных правил и методов предоставления решения кейсов. Кейс должен:

Быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

Выразительно определять «сердцевину» проблемы;

Показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

Соответствовать потребностям выбранного контингента обучающихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если обучающиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу. Приблизительные пункты систематического подхода:

1. Выписать из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

Общее правило работы с кейсами – нельзя использовать информацию, которая находится «за рамками». Например, если обучающийся прочитал в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты из нее брать запрещено, поскольку менеджер, принимающий решение, а моделируется ситуация, когда студент находится на его месте, обладает только той информацией, которая представлена в задании. Иногда, наоборот, обучающемуся может быть предоставлена возможность добавить факты из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях во внимание должна приниматься эрудиция обучающегося и степень владения материалом.

Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед обучающимися вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают обучающимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии.

Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого обучающиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, хотя, и позволяет некоторым обучающимся минимизировать их учебные усилия, поскольку каждый опрашивается один-два раза за занятие. Метод развивает у обучающихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

Дискуссия занимает центральное место в методе кейс-стади. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Неподготовленность обучающихся к дискуссии делает ее формальной.

Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого обучающегося, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.

Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод кейс-стади в своей педагогической практике, связана с соблюдением ряда принципов:

Принцип партнерства, сотрудничества;

Принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;

Принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт (вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.) .

Используя метод кейс-стади на уроках экономики, показывает, что обучающиеся с азартом принимаются за решение проблемы, описанной в кейсе, так как эта технология позволяет им проявить свой креатив, самостоятельность в суждениях.

Ниже представлен пример заданий, используемых на уроках экономики.

Завод, выпускающий стройматериалы, столкнулся с ситуацией значительного повышения спроса на свою продукцию, вызванного развернувшимся строительством коттеджного поселка в окрестностях города. В связи с этим управляющий завода принял решение увеличить объем выпускаемой продукции на 40%.

На совещании, проведенном управляющим, выяснилось, что «уязвимым местом», затрудняющим решение поставленной задачи, является распределение работы между исполнителями и загрузка производственных мощностей.

Для решения этой проблемы были предложены следующие варианты:

Введение основного календарного плана, обеспечивающего гибкость в работе и удобного при выполнении срочных заказов, применяемого чаще всего при постоянной номенклатуре продукции и при наличии опытных мастеров;

Переход на метод беспрерывной загрузки, который отличается от предыдущего метода большей детализацией хода производства, использованием различного рода отчетно-учетных форм, показывающих весь ход выполнения работы, а также графиков загрузки;

Использование графиков по стадиям выполнения задания, позволяющих больше детализировать ход производственного процесса с указанием времени наладки оборудования, сроков начала и завершения работы, времени перемещения материалов, количества изготавливаемых изделий и задействованных станков и т. д., в то же время это более дорогостоящий вариант.

Данный кейс характеризует наличие реальной проблемы, потребность выбора. Работа над кейсом может проходить как в аудитории, так и вне аудитории (на подготовительном этапе) для педагога и обучающихся. Преподаватель подготавливает кейс по следующим вопросам: определяют случаи, взаимосвязь лиц в трудной ситуации кейса; разрабатывают начало, развитие и завершение; обнаруживают вопросы, возникающие во время прохождения кейса и аргументы, на которые делают акцент обучающиеся. Разработанные вопросы помогают обучающимся найти правильное решение; разработать систему оценки кейса. Внедрение кейс-метода помогает контролировать освоение обучающимися умений применять свои знания и опыт для решения проблем, смоделированных на основе реальных жизненных ситуаций. При использовании кейсов для контроля педагог может включать решение кейсов в число контрольных заданий на учебном занятии. Первый вариант широко представлен в методических разработках по различным учебным курсам. Решение кейса в аудитории преподаватель организует с помощью распечатки или электронного варианта кейса.

Преимущество контроля при использовании кейсов заключается в следующем: во первых, это большой охват аудитории, так как в отличии от обычного опроса, где преподаватель успевает за урок опросить двух или трёх обучающихся, при использовании кейсов появляется возможность опросить всю аудиторию сразу. Во вторых, так как кейсы доступны обучающимся не только на занятии. И в третьих, поскольку преподаватель сам составляет кейсы и требует в них более развёрнутого ответа, то становится возможным проконтролировать сам обучающийся, отвечает на вопросы или он берет информацию из интернета копируя текст, или ему кто-то подсказывает. Применение кейсов как средства контроля заключается в том, чтобы обучающееся могли добиться своих целей в учебном процессе. Когда обучающийся будет понимать, что он может рассчитывать лишь на свои знания, он начнёт учить намного больше, стремится к своим целям и из ряда слушателей на занятиях, начнёт переходить в ряд активных обучающихся .

Немаловажным преимуществом кейса при контроле является то, что знания приобретаются обучаемым, а не даются в готовом виде.

Литература

1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения, www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

2. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе// Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.

Кейс-стади (англ. case study) обучение переводят на русский по-разному: это и бизнес-кейсы, и метод ситуационного анализа, и метод конкретных ситуаций. По сути, все эти термины обозначают подход к обучению, в основе которого лежит решение студентами конкретных задач. Ситуации могут быть как искусственно смоделированными, так и взятыми из реальной практики.

Метод case study был представлен в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета в качестве прогрессивного подхода к обучению, связанного с менеджментом и бизнесом в целом. С тех пор Гарвард выступает главным пропагандистом этой методики обучения, а в библиотеке университета собрана самая крупная в мире коллекция кейсов. К середине 50-х годов прошлого века case study окончательно закрепился в западноевропейских университетах. В наши дни программы подготовки менеджеров (в том числе, программы МВА) - лидеры по внедрению кейсов в учебную программу.


Школа бизнеса Гарвардского университета. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция кейсов.

Преимущества кейс-стади обучения

  1. Практическая направленность. Решение кейсов помогает использовать теоретические знания на практике. По сравнению с академическими лекциями и узконаправленной практикой польза от кейсов - колоссальная.
  2. Интерактивный формат. Метод case study обеспечивает высокую вовлеченность студента и учебной группы в процесс решения задач, за счет чего лучше усваивается материал.
  3. Развитие конкретных навыков. Например, «мягких навыков» (soft skills), которые необходимы для дальнейшего построения карьеры. Case study эффективен для формирования таких компетенций, как коммуникабельность, лидерство, принятие решений в условиях стресса.

Какие бывают кейсы

Хороший кейс состоит из двух компонентов: учебного и практического. Поэтому создание кейсов проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и компании, которая является главным действующим лицом кейс-истории. Иногда проблематика кейса нарочно заостряется, в нее закладывают ряд вопросов, побуждающих дискуссию. Содержание кейса берут из открытых источников: статистических и консалтинговых данных, отчетов, специализированных СМИ, а также из интервью с управленцами и сотрудниками компании.

  1. Кейс не имеет единственного правильного ответа. Обычно, есть несколько корректных решений и одно оптимальное решение.
  2. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
  3. Каждому кейсу присваивают уровень сложности. Есть структурированные (минимум дополнительной информации) и неструктурированные (большой объем «лишней» информации и слабо связанных данных) кейсы. Третий вариант - кейс с «маленькими набросками», когда основные данные представлены 3-4 предложениями, а всю дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно.

Пример бизнес-кейса

Местной компании необходимо выйти на федеральный рынок.

Исходные данные:

  • Заказчик - местная компания, работает в Нижнем Новгороде.
  • Деятельность - производство котельного оборудования, в основном газовых котлов. Ассортимент включает одно- и двухконтурные котлы, но со следующего года компания планирует сосредоточиться на выпуске двухконтурных котлов, так как они более востребованы. Есть напольные и настенные котлы.
  • Продукция ориентирована и на частных покупателей, и на клиентов b2b-сферы. Относится к среднему ценовому сегменту. В дальнейшем есть желание поставлять котлы именно для b2b-сферы: строительных и подрядных организаций, которые сдают жилье «под ключ».
  • Конкурентные преимущества продукции: иностранные комплектующие (медные теплообменники, системы защиты), есть модели с «умной» кнопкой блокировочного термостата. Плюс - стандартные «фишки»: доставка, официальная гарантия 36 месяцев. В Нижнем Новгороде есть сервисный центр. С выходом на федеральный рынок планируем расширять сервисную сеть.

Задание: как компании выйти на федеральный рынок?

Где учиться по методу case study

  1. Тематические кейс-клубы - образовательные площадки для студентов и выпускников. Часто создаются при университетах. Например,
Лемисева Л.М.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность.

Дети 21 века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни

Они должны научиться учиться. Чтобы сделать урок интересным и полезным в достижении цели обучения учителя вовлекают учащихся в самостоятельную работу на уроке, используют проблемные ситуации и задания, используя различные образовательные технологии, одна из которых кейс технология

Сase- study –как педагогическая технология, форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия, это разбор ситуации или конкретного случая, это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе учебную деятельность с игрой

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается ученикам в виде микро-проблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Совместными усилиями ученики формулируют проблему, анализируют ее, дают оценку, вырабатывают алгоритм практического решения проблемной ситуации, готовят отчет и представляют решение проблемы.

Материалами для создания кейса могут быть: учебные тексты, проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, научные, публицистические, материалы газет, журналов, статистика в динамике данных, публицистическая литература, художественная литература

Говоря о видах кейсов мы выделяем: практические, обучающие и научно- исследовательские.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения, принятия решений в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

Основной задачей обучающих кейсов выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не всегда реальные и практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

Отличительные особенности кейса являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации , единая цель и коллективная работа по выработке решения, отсутствие авторской оценки проблемы.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую 3 этапа:

Первая этап – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.

Вторая этап – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Третий этап . Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Основная задача этого этапа: учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, подводит итоги.

Этапы работы учащихся по данной технологии включают в себя: погружение в совместную деятельность: ознакомление с ситуацией, выявление проблем; организация совместной деятельности: обобщение информации , обсуждение решения, оценка альтернатив, подготовка отчета. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп могут не совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию; презентация совместной деятельности, которая может быть представлена в виде: сочинения-миниатюры; опорного контекста; схемы; таблицы; мультимедийной презентации .

Во время работы по данной технологии используются такие методы, как: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия и т.д.

Критерии оценивания кейса являются: достаточная глубина раскрытия темы, соответствие выступления четко поставленной цели создания, умение аргументировать свои высказывания, грамотность высказывания, умение задавать и отвечать на вопросы оппонентов, умение работать в коллективе и принимать решения, соблюдение регламента, форма представления кейса.

Кейс – технология развивает умение: анализировать и устанавливать проблему, чётко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учётом конкретных условий и наличия фактической информации .

Кейс – технология помогает понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, она помогает выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента .

Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что повышает мотивацию к обучению учащихся.

Деловая игра

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и на севере. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проблема № 3

Проявления проблемы:

_________________ ________________________ ________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

Один из вариантов презентации итогов обсуждения - опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проблема № 3:Разрушение систем водоснабжения и канализации

Проявление проблемы:

    подъем заболеваемости кишечными инфекциями

    увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний.

    рост заболеваемости геморрагической лихорадкой

Пути решения, направленные на установление причин и следствий

    Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

    Разработка новых методов очистки воды;

    Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

    Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

    Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

    Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое управление

Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса

Технология кейс-стади

Обзор

Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» и, наконец, просто «метод кейсов». В российских из­даниях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода − изучение студентами прецедентов, т. е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что слушателям даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен познакомиться с проблемой (например, накануне занятия) и обдумать способы её решения. В классе в небольших группах обсуждается приведённый случай из практики. Проанализировав множество непридуманных проблем, обучающиеся «набьют руку» на их решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

− метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);

− метод инцидента;


− метод ситуационно-ролевых игр;

− метод разбора деловой корреспонденции;

− игровое проектирование;

− метод дискуссии.

Таким образом, кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение − развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях:

1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности , а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.


В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади - совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив.

Метод ситуационного анализа при умелом его использовании и применении позволяет оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить включение слушателей в активную учебную работу - как подготовленных обучаемых, так и новичков;

3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль за качеством обучения и процессом усвоения знаний.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

Овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

Оперативно принимать решения («здесь и сейчас»);

Отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т. е. правильно формулировать вопросы на развитие, на понимание;

Наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

Приобретать навыки вербализации, т. е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

Вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

Отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

Развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

Овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном процессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1) кейс должен соответствовать целям обучения;

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

4) кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.

Стандартная ситуация - в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуация - нетипична, как правило, неожиданна, т. е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) - уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Ситуация-иллюстрация - это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т. д.

В литературе ситуации различают также и по другим признакам: по степени обобщенности или по степени новизны (известные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые), по частоте встречаемости и степени сложности поиска их решений (проблемные и тривиальные) и др. Вместе с тем практика свидетельствует, что вычленить ситуацию в чистом виде порой невозможно. В любой из них могут присутствовать и некоторые элементы ситуаций других типов. Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае будет зависеть от специфики изучаемого курса, контингента обучаемых, поставленной учебной цели, учебного времени и опыта обучаемых.

При всём многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:

Ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);

Контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);

Вопросы или задания для работы с кейсом;

Приложения.

Этапы разработки кейса:

Определение места кейса в системе образовательных целей;

Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;

Построение или выбор модели ситуации;

Создание описания;

Сбор дополнительной информации;

Подготовка окончательного текста;

Презентация кейса, организация обсуждения.

− проведение консультаций;

Рассмотрение ситуаций проходит в несколько этапов.

Анализ практической ситуации в подгруппе. Это этап самостоятельной работы студентов. В случае малого количества обучаемых можно разбить присутствующих на пары. Обсуждение ситуации в подгруппах (малых группах) позволяет достичь нескольких целей. Во-первых, оно позволяет каждому обучаемому принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участников. Во-вторых, оно способствует выработке навыков совместной, командной работы. В-третьих, оно вынуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Главная задача подгруппы на этом этапе - подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед межгрупповым обсуждением. Малая группа может подготовить:

Перечень ключевых событий во времени;

Таблицу задач и принимаемых решений;

Диаграмму последствий;

Графики изменения технико-экономических показателей;

Визуально оформленные решения в виде символов;

Классификационные группы действий и событий, таблицы и графики.

Предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Этот этап нужен для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала обучаемыми и в правильном понимании всеми присутствующими проблем, представленных в ситуации. Преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у участников анализа. Причем допускаются только те вопросы, которые касаются разъяснения событий или фактов, а не объяснения причин или вариантов решений и действий, если таковые описаны. Сообщение подгруппы предусматривает оценку позитивных и негативных последствий возможных вариантов решений, перечень рисков и потенциальных проблем, предположения о возможном последующем развитии событий.

Межгрупповая дискуссия. Этот этап проводится на основе сообщений подгрупп. Представители, делегированные каждой из подгрупп для презентации итогового материала, выступают со своим анализом и предполагаемыми решениями, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель контролирует ситуацию и играет роль координатора и руководителя дискуссии, а при необходимости - оппонента и критика, активизируя и направляя дискуссию. Наиболее целесообразно организовать дискуссию между участниками анализа, поэтому можно переадресовать вопросы к другим обучаемым. Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое решение вы примете?» и пр. Этими вопросами следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, активно проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.

Подведение итогов. Оно осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим преподавателем, ведущим занятие. Он дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии. Одновременно формулируются и обосновываются варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения.

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации ;

Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвоения материала. Ситуации могут быть применены самостоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется, прежде всего, при разработке программ учебных дисциплин . Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

В статье рассмотрены общие особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, структуры плана и текста кейса. Высказано мнение о необходимости учитывать отношение студентов к теме будущего кейса: студентов интересуют те кейсы, в которых они могут видеть себя в позиции лица, принимающего решения в ближайшем будущем. Изучение целей кейса следует начинать с формирования списка всех понятий, теорий, инструментальных средств и методик, представленных в курсе, а также проблем и трудностей, с которыми студент может столкнуться при практическом использовании материала курса. Дается трехмерная характеристика трудностей кейса.

Автор акцентирует внимание на том, что план кейса – это основополагающий документ, определяющий основу и цель кейса, его организацию, информационное наполнение и план завершения. Выделены пять компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема кейса, описанная подзаголовками, перечни необходимых данных, график разработки.

Кратко описаны этапы разработки текста кейса и методической записки.

Качалина, кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. - № 1. – С. 110-116.

Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность студентов в учебный процесс, эффективно способствует их профессионализации.

Составление кейсов − трудоемкий процесс для преподавателя, но их использование является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Еще одним безусловным достоинством кейсов является практическая демонстрация и реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Основными источниками содержания кейсов выступают общественная жизнь, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-исследовательские).

В статье изложены результаты практического опыта применения кейс-метода в среднем профессиональном образовании (на примере преподавания дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей» в педагогическом колледже), описы­вается структура обучающего кейса:

1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и долж­ности главных персонажей.

2. Проблема (краткое описание с позиций разных участников событий).

3. Материалы для решения (научные, методические, статистические,
нормативные, юридические, литературные и прочие).

Михайлова, и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога№ 5. – С. 106-116.

Автор отмечает, что среди многих работ, посвященных кейс-методу, практически полностью отсутствуют фундаментальные работы, освещающие технологию написания кейса. Приводится пример разработки в области технологии написания кейса (М. Мюнтер).

Этап 1. Поиск первоначальных условий.

Этап 2. Установление первого контакта.

Этап 3. Сбор информации.

Этап 4. Процесс составления.

Этап 5. Получение разрешения на публи­кацию.

Содер­жание кейс-материала должно соответствовать нескольким пунктам, открытыми известным специалистом в области кейс-ме­тода П. Лоуренсон:

1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.

2. В кейсе обязательно приводится необ­ходимая информация об организации в це­лом и о людях, работающих в ней.

3. Кейс-материал должен содержать вы­сказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.

4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Описываются разновидности структуры кейса: временная, сюжетная и разъяснительная структура.

Еремин к обсуждению кейса в аудитории // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С.

Автор отмечает, что работа студента с конкретным кейсом состоит из трех стадий: индивидуальная подготовка; участие в обсуждении кейса в малой группе; участие в обсуждении в большой группе на занятии в аудитории. Каждая стадия подробно описана; даны рекомендации студентам по индивидуальной подготовке.

Малые группы формируются для того, чтобы дать возможность боль­шему числу студентов высказать свои комментарии и идеи. Даны рекомендации по подготовке к обсуждению кейса в малой группе. Описан ход обсуждения в малой группе. Автор указывает на некоторые общие типы проблем, возникающих в малых группах при обсуждении кейса: неправильное распределение времени, недостаточная подготовка, межличностные проблемы, недостаточная фиксация согласия, даны рекомендации по решению указанных проблем.

Представлена последовательность действий преподавателя по подготовке к обсуждению кейса в аудитории.

Еремин этап анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода // Инновации в образовании. – 2010. - № 8. – С. 120-141.

В статье рассмотрены особенности подготовки и проведения обсуж­дения кейса на занятии в большой группе, оценка работы студентов по итогам такого обсуждения, особенности написания эссе по наиболее рас­пространенным типам кейсов, а также проблема оценки студенческих эссе.

Раскрываются особенности обсуждения кейса на занятии большой группы. Описываются типовые этапы обсуждения: в аудитории до начала обсуждения, «разминка», обсуждение, завершение обсуждения.

указывает на проблему оценки участия студентов в обсуждении кейса, так как она формируется с учетом многих факторов. В частности, не­обходимо учитывать промежуточные результаты, активность и повторные выступления студентов. Поэтому при учете участия студента в обсужде­нии кейса нецелесообразно использовать традиционную четырехбалль­ную систему оценивания. Необходимо оценивать студента за содержательную активность, составляющие которой описаны в статье.

Батоврина -стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 138-140.

Обучение с использованием метода конкретных ситуаций позволяет студентам применить полученные теоретические знания на практике, развить навыки и способности, необходимые для успеш­ного осуществления управленческой деятельности: умение принимать решения, работать в команде, планировать и др. Суть данного метода заключается в рассмотрении студентами конкретных проблем из прак­тики современных организаций и формулировании их решений.

Важнейшей задачей при подготовке к использованию метода конкретных ситуаций для обучения специа­листов в области управления становится отбор ситуаций с учетом интересов обучающихся. Автор указывает, что одним из способов решения данной задачи может стать определение контуров проблемной ситуации пре­подавателем с предоставлением возможности студентам дополнить и изменить параметры ситуации с учетом собственных профессиональных интересов.

В статье представлены результаты данного подхода, который был апробирован в гг. при подготовке ситуаций по курсу «Управление персоналом» для студентов, обучающихся по программе второго высшего образо­вания на факультете государственного управления МГУ имени. В ходе апро­бации подхода были подготовлены четыре проблемные ситуации по ключевым темам курса: «Подбор персонала», «Мотивация персонала», «Оценка персонала» и «Развитие персонала».

Автор приходит к выводу, что использование данного подхода дает возможность повысить эффективность применения метода конкрет­ных ситуаций для обучения как уже состоявшихся, так и будущих руководителей, расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний для решения реальных прак­тических проблем. Очевидно, что его использование возможно не только в рамках курса «Управление персоналом», но и в рамках целого ряда иных курсов и спецкурсов для студен­тов управленческих специальностей − менеджмента, маркетинга, организационного поведе­ния, связей с общественностью и др.

Панина способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 92-102.

Раскрывается понятие «кейс-метод», его возможности в профессиональном обучении. Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме. Кейс-метод рассматривается как синергетическая технология. Обосновывается необходимость внедрения кейс-метода в практику образования. Перечисляются источники формирования кейса. Определяются условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации. Рассматриваются этапы технологической деятельности преподавателя при использовании кейс-метода. Подробно описываются этапы работы над ситуацией в аудитории: 1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов. По мнению авторов, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения. Даются рекомендации по сочетанию кейс-метода и деловой игры , «мозгового штурма», моделирования; приводятся советы по использованию дискуссии в кейс-методе.

Панфилова педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика". - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 37-56.

Метод кейс-стади рассматривается как одна из технологий анализа ситуаций для активного обучения (action learning). К таким технологиям, по мнению автора, относятся: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения – кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента», метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование. Перечисляются цели технологии анализа ситуаций, а также метакомпетентности, формирующиеся при применении анализа ситуаций. Описываются предпосылки для анализа, содержащиеся в учебной ситуационной задаче. Рассматриваются конкретные и базовые ситуации, а также такие виды ситуаций, как стандартная, критическая и экстремальная. По характеру освещения, подачи материала выделяются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Описывается метод ситуационных упражнений, ситуационных задач. Перечисляются признаки ситуационной задачи, отличающей ее от конкретной ситуации.

Рассматривается метод ситуационного обучения (кейс-стади) как конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Приводятся признаки данного метода, описываются разновидности ситуации, характеризуются положения, лежащие в основе метода. Дается характеристика разновидностей аналитической деятельности, необходимой для осмысления ситуации. Предлагаются средства поддержки эмоционального напряжения в игровых группах для эффективности проведения занятии с помощью кейс-стади. Описываются этапы рассмотрения ситуаций.

Как разновидность метода кейс-стади рассматривается метод анализа кейсов – наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Указываются принципы разработки и реализации кейсов в учебном процессе.

Рассматривается также метод анализа инцидентов – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. Отличается от метода кейсов тем, что его цель – поиск информации для принятия решений самим обучаемым и научение его поиску необходимой информации. Описываются возможные формы организации занятия, а также достоинства метода «инцидента».

Охарактеризован метод анализа критических инцидентов. В его основе лежит предположение, что более глубокого понимания всех обстоятельств можно достичь с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента (события или случая, который явным образом повлиял на результаты работы). Метод интервью по критическим инцидентам представляет собой процедуру сбора наблюдаемых инцидентов, которые являются наиболее важными или «критическими» для эффективной работы. Описываются этапы интервью: подготовка, определение рабочих целей интервьюируемого, выяснение общего представления об инциденте, выяснение контекста, в котором инцидент произошел, выяснение роли интервьюируемого инциденте, создание схемы инцидента, окончание интервью.

Рассматривается метод проигрывания ролей (инсценировки), или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях. Его цель – воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучающимся возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей.

Гурьянова технологии обучения − основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. − 2010. − № 2. − С. 12-17.

В статье рассматривается актуальная для высшей школы России тема – улучшение качества образования на основе инновационных технологий обучения. Среди перспективных и результативных нетрадиционных форм проведения занятий, появившихся в российской высшей школе не так давно, автор исследует анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода. Перечисляются этапы технологии проведения анализа деловых ситуаций на основе кейс-метода: 1) определение цели занятия по анализу деловой ситуации. Знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2) выделение ключевых проблем, авторов и персоналий, которые могут реально действовать; 3) «мозговая атака»; 4) анализ последствий принятия того или иного решения; 5) предложение одного или нескольких вариантов рения проблем из деловой ситуации; 6) рефлексия. Подробно описывается этап «мозговая атака». Автор приходит к выводу, что анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода – инновационная технология обучения, значительно улучшающая качество образования и способствующая эффективности образовательного процесса.

Бреева преподавателя и студента в процессе обучения // Педагогические науки№ 6. - С. 107-108.

Наиболее распространенными формами сотрудничества преподавателя и студентов являются следующие: совместное выполнение студентами заданий, предложенных преподавателями; мозговой штурм; полилогическое обсуждение; кейс-стади.

В настоящее время существует две классических школы кейс-стади: Гарвардская и Манчестерская, соответственно американская и западноевропейская. Их отличие в том, что американские кейсы большие по объему, а в Западной Европе кейсы в 1,5-2 раза короче. Кроме того, гарвардские кейсы предлагают поиск единственно верного решения, тогда как в американской школе решения многовариантны. Описывается методика проведения занятий с использованием кейса в Манчестерской школе бизнеса.

Максимов России в Пикалёво // Социологические исследования№ 4. - С. 42-53.

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Анализируются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера. По мнению автора, таково свойство кейсов: отражать, как в капле, весь или почти весь океан общественной жизни. Сегодня, когда социологи ограничены по тем или иным причинам в проведении масштабных исследований, анализ случаев может выступать вполне приемлемой альтернативой. Отражение всей России – красная нить представленного кейса: в нем вышли на арену и сыграли свою роль почти все действующее лица общества в типичных обстоятельствах. Источниками информации служат интервью с работниками различных социально-профессиональных групп, анализ документов, публикаций.

Еремин учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании№ 4. - С. 77-90.

Рассмотрены следующие стороны обеспечения учебной работы с использованием кейс-метода: повышение квалификации преподавателей, правовое обеспечение создания и использования кейсов в учебном процессе, планирование учебного процесса с использованием кейс-метода, формирование фонда кейсов.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется прежде всего при разработке программ учебных дисциплин. Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

− определить цели, для достижения которых необходимо использование кейсов;

− определить относительную величину аудиторного времени, связанного с анализом кейсов;

− указать разделы учебной дисциплины, при изучении которых должны использоваться кейсы, и конкретные кейсы, имеющие отношение этим разделам;

− указать дидактическую направленность работы с конкретными кейсами (подведение студентов к необходимости использования теории, методов, инструментальных средств; подготовка к последующей работе с кейсами);

− определить часть общего времени студентов, выделенную для работы с кейсами, включая самостоятельную работу и обучение другими лицами;

− определить, как будет оцениваться работа студентов с кейсами и работа по учебной дисциплине, использующей кейсы.

При определении целей учебной дисциплины необходимо прежде всего учитывать направление подготовки и особенности студентов. Цели существенно различаются при наличии или отсутствии у студентов опыта работы с кейсами.

В программе должны быть запланированы не только кейсы, но и самостоятельное изучение дополнительных материалов, а также сбор дополнительной информации. Все это должно быть учтено как время, необходимое для самостоятельной подготовки студентов к анализу кейсов.

Фонд кейсов конкретного вуза должен формироваться как из отечественных, так и из зарубежных источников. Наряду с этим могут использоваться кейсы, разработанные в этом вузе. В настоящее время Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета реализует некоммерческий проект «Российский ресурсный центр учебных кейсов». Центр представляет собой электронную библиотеку учебных кейсов, содержащих методически структурированные описания кейсов, заимствованных из реальной практики бизнеса. Описываются другие базы данных кейсов.

Создание кейсов и их использование в образовательном процессе на правовой основе ГК РФ требует тщательного документального оформления прав на использование кейсов, обеспечения прав и гарантий авторов-разработчиков этих дидактических средств, а также соблюдения этих прав работодателями и обучающимися.

Поведенный анализ вопросов, связанных с внедрением кейс-метода в высшей школе России, позволяет сделать некоторые общие выводы:

− усложняется планирование учебного процесса;

− внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе к обучению на основе ФГОС ВПО;

− целесообразно изменение соотношения объемов учебной и учебно-методической работы преподавателей;

− большой объем работ должен быть выполнен вузами (повышение квалификации преподавателей, планирование учебного процесса с применением кейс-метода, формирование фонда кейсов, методическое обеспечение принципиально новой для большинства вузов формы организации учебного процесса).

Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование№ 2. - С. 172-179.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, главное предназначение которой – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Автор выделяет такие методы кейс-технологий, как метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии. В статье дана краткая характеристика каждого метода, показана возможность использования кейс-технологий в школьной практике.

Итоги работы с учебной ситуацией можно представить как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой и индивидуальной. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации преподаватель обращает внимание:

− на выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т. д.);

− круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

− демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

− предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

− предложение определенного плана действий или плана воплощения решения; определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

− заметное участие в обработке количественных данных, расчетах;

− подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации можно считать удовлетворительным, если:

− было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

− проведено максимально возможное количество расчетов;

− были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

− составленные документы по смысл и содержанию соответствуют требованиям;

− приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методам.

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

− выдача домашнего задания учащимся;

− определение сроков выполнения задания;

− ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;

− определение технологической модели занятия;

− проведение консультаций;

− работа над ситуацией в классе;

− вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой);

− организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

− презентация решений в малых группах;

− организация общей дискуссии;

− обобщающее выступление учителя, его анализ и оценивание.

Составитель: , к. ф.н., специалист ОСиМСОП, специалист ОСиМСОП.

Метод кейс-стади (case study) является самостоятельным методом, но его основа - поиск обучающимися решения конкретной ситуации. Поэтому мы отнесем его к поисково-исследовательским технологиям.

Метод основан на анализе конкретных случаев. Ситуации (случаи) для анализа собираются и описываются специальным образом. Этот метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях : выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе. Цель метода - проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.

А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)».

Метод кейс-стади наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесе за рубежом. Впервые он был применен в 1870 году. В педагогике этот метод также может найти широкое применение. Он имеет свой прообраз в виде давно известного метода решения педагогических задач или педагогических ситуаций. Отличие его от педагогических задач лишь в тщательности и подробности описания ситуации для кейса (например, в бизнесе объемы кейсов могут достигать от 3-5 до нескольких десятков страниц).

Актуальность внедрения метода кейс-стади в практику образования вызвана двумя тенденциями:

Ориентация образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности , умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

Требования к качеству выпускника, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, системностью и эффективностью действий.

Идеи метода кейс-стади (А. Долгоруков):

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична , в которых есть несколько ответов; задача учителя - получение не единственной, а многих истин и развитие у учащихся умения создавать и решать проблемное поле.

2. Акцент обучения переносится на выработку знания, на сотворчество ученика и учителя; ребенок равноправен с другими учениками и педагогом в процессе обсуждения проблемы.


3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

5. В процессе работы происходит не только получение знаний и формирование практических навыков у учащихся, но и развитие системы их ценностей, позиций, жизненных установок, мироощущения.

6. В методе преодолевается дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.

Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

Соответствовать четко поставленной цели создания;

Иметь соответствующий уровень трудности;

Иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

Не устаревать слишком быстро;

Быть актуальным на сегодняшний день;

Иллюстрировать типичные ситуации;

Развивать аналитическое мышление;

Провоцировать дискуссию;

Иметь несколько решений.

Особенность метода в том, что в нем предусматривается деятельность по активизации учащихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, лежит в основе формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности. Основная функция метода - учить детей решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. По сложности различают:

Иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых - на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

Учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

Учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы.

Н. Федянин и В. Давиденко выделяют:

Структурированный (highly structured) кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ребенок должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;

- «маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ребенок должен опираться еще и на собственные знания;

Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases) объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ребенок должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases), при разборе которых от учащихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом дети и учителя выступают в роли исследователей.

Еще по одной классификации выделяют:

Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

А. Долгоруков выделяет основные этапы создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса (определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение раздела, которому посвящена ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учащихся).

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (организация, ведомство, школа и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение на учебных занятиях, публикацию с целью распространения в педагогическом сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной организации, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и учителя в момент обсуждения кейса.

Кейс включает в себя:

А) Сюжетную часть - описание ситуации, информация, позволяющая понять окружение, в котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных: наличие реально существующей ситуации; название компании, продукции, ее особенности; имена и должности главных персонажей; описание состояния педагогической теории и практики; и т.д.

Б) Информационную часть - информация, которая позволит правильно понять развитие событий: этапы развития ситуации, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи; краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий); хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия; предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали; какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.

В) Методическую часть, которая разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для учителя.

Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы. Кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.

Ученикам раздается на дискете, CD или в виде твердой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без методической записки.

1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

2. Выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

4. Анализ последствий принятия того или иного решения.

5. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Представление результатов может быть в письменной или устной форме, группой или индивидуально.

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу.

Для этого педагог может давать следующие задания:

1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.



error: Контент защищен !!